Устали от токсичных коллег? Вот 5 способов защитить себя

Атмосфера на работе постоянно вгоняет в стресс? Вместе с психологом составили для вас руководство по выживанию в токсичном коллективе.
Токсичные коллеги как общаться  советы психолога

Мы сами формируем своё окружение, но коллег все-таки выбираем не мы. Случается, что на работе мы попадаем в окружение, где любят отпускать язвительные комментарии, распускать сплетни, вести диалог в агрессивной форме, самоутверждаться за счет других. В итоге будние дни превращаются в перманентный стресс, который снижает продуктивность, портит настроение да и вообще плохо влияет на здоровье. Как выжить в токсичном коллективе, мы разобрались вместе с психологом, доцентом кафедры психологии университета «Синергия», кандидатом экономических наук Неллой Ильиничной Пирожковой.


Как распознать токсичного коллегу?

На работе мы проводим огромную часть жизни, и если попадаем в токсичный коллектив, то приходится очень нелегко. Причем не всегда просто распознать, в чем именно дело, какие проблемы в коммуникации с коллегами существуют и как их преодолеть. Но общаться с коллегами необходимо, ведь без этого сложно решить деловые вопросы. Токсичный человек может обладать одной из следующих характеристик:

1) постоянно настроен на негатив — это может проявляться в виде необоснованной критики, сплетен и жалоб по любому поводу;

2) любит интриги, манипуляции, часто использует коллег по работе для решения своих проблем;

3) всегда уверен в своей правоте, даже если не является экспертом в конкретной области, не желает слушать критику и мнение окружающих.

Бывают сотрудники, которые сочетают в себе все вышеперечисленные характеристики, с таким людьми работать особенно сложно.

Как формируется токсичный коллектив?

Групповую динамику определяет большинство сотрудников и политика руководства, которое транслирует правила игры и участвует в подборе новых сотрудников. С одной стороны, руководитель поощрять такую тенденцию: например, когда он выделяет любимчиков, любит интриги, сплетни, манипуляции. С другой стороны, если большинство сотрудников токсичны, то групповая динамика вытеснит неподходящего человека. Новый сотрудник либо примет эти правила, либо уйдёт (зачастую до окончания испытательного срока).

Что делать, чтобы предупредить развитие токсичной атмосферы в коллективе?

Если вы руководитель

1) Не выделяйте любимчиков и не формируйте круг приближённых лиц.

2) Не поощряйте сплетни и интриги в коллективе.

3) При возникновении проблем в коллективе выслушайте мнения всех сторон, старайтесь быть объективным в своих решениях.

4) Рассказывайте новым сотрудникам стратегию развития компании, принятые ценности и стандарты корпоративной культуры.

5) Периодически проверяйте психологический климат в коллективе с помощью специальных исследований, которые может провести психолог или HR-эксперт с психологическим образованием.

Если вы сотрудник

1) Если вы испытываете дискомфорт, попробуйте сообщить о проблеме корпоративному психологу или сотруднику HR.

2) Всегда можно уйти из компании, если вас не устраивает общая деструктивная атмосфера.


Признаки токсичного коллектива

1) Руководитель, который транслирует не совсем корректные ценности либо не занимается вопросами социального взаимодействия в коллективе.

2) Нездоровый социально-психологический климат в коллективе.

3) Высокая текучка кадров.

4) Низкая производительность труда (токсичный коллектив может быть одной из ее причин, но не основной).


Если же вы не готовы менять место работы, то вот несколько важных правил, которые помогут выжить в токсичном коллективе.

Как общаться с токсичными коллегами?

1) Обозначьте свои границы. Это важно при общении с людьми в целом и не зависит от уровня «токсичности». Важно определить вопросы, по которым вы будете взаимодействовать, и время, в которое вам обоим было бы комфортно общаться по рабочим делам. Не забывайте также об эмоциональных границах — не рассказывайте лишнего про свою личную жизнь. Сначала это будет раздражающим фактором для такого коллеги, но потом он привыкнет и примет правила игры.

2) Не вовлекайтесь в споры, ругань и прочие неприятные ситуации, которые создают вокруг себя токсичные люди. Если существует проблема, необходимо искать пути ее решения, отбросив эмоциональный компонент.

3) Разграничивайте работу и личную жизнь. Не приносите домой рабочие проблемы — токсичный человек не достоин того, чтобы занимать ваше личное пространство. Переключитесь на разговор о чем-то приятном или на любимое хобби: позвоните подруге, договоритесь с друзьями о встрече, запланируйте прогулку.

4) Заботьтесь о себе. Берегите свое здоровье и время, не забывайте о физической нагрузке и занимайтесь тем, что вам нравится, пробуйте разное. Активный образ жизни помогает держать в тонусе не только тело, но и дух — хорошее настроение положительно влияет на продуктивность и придает уверенности в себе.

5) Ищите плюсы. Взаимодействуя с токсичным коллегой, вы развиваете свои навыки общения, умение обозначать границы, правильно конфликтовать (да, это тоже искусство — вести трудный разговор и не скатываться в ссору). А еще токсичный человек показывает вам, как точно не стоит себя вести.

Фото: Getty Images