Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Неоромантизм — тренд не то чтобы новый. Уже который сезон мы наблюдаем на подиумах кружева, оборки и пышные юбки, модные издания писали о возвращении неоромантизма еще в 2018 году. И вот на дворе уже 2021-й, за окном снег, слякоть, маски и ограничения, но интерес к романтизму только растет: в коллекциях весна–лето 2021 он стал одним из главных трендов. Пастель, кружево и пышные платья с рукавами-буфами показали Erdem, Simone Rocha, Marine Serre, Christian Dior, Alexander McQueen, Celine, Chloe. По данным аналитического сервиса Tagwalk, в 2021 году пользователи делились в соцсетях образами с пометкой romantic на 99 % чаще, чем в 2020-м. К следующей зиме тенденция сохранится: например, среди показов Парижской Недели моды больше всего просмотров собрали шоу Christian Dior и Louis Vuitton с коллекциями, полными кружевных платьев, пастельного тюля и прочих элементов романтической эстетики, которые, казалось бы, должны были надоесть нам еще пару лет назад. Что же такого в этом романтизме с приставкой нео- и почему нас снова тянет к пышным платьям, по просьбе Glamour разбиралась автор телеграм-канала Make Your Style Софья Ярцева.

В 2019-м одной из самых популярных коллабораций H&M стала созданная Джамбаттистой Валли коллекция, полная пышных платьев из органзы. Тогда пользователи соцсетей еще удивлялись, с какой скоростью разошлись эти абсолютно непрактичные платья. Ведь одно дело — красивая подиумная картинка, а другое — масс-маркет и реальная жизнь его потребителей. Но в 2021-м коллекцию Simone Rocha x H&M, полную кукольных платьев, прозрачных блузок, бантов, оборок и цветочных принтов, раскупили буквально за пару часов — и это уже казалось абсолютно нормальным. Почему популярность романтизма не только не спадает, но и растет, хотя, казалось бы, совсем не время? Поверьте — самое время.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Собственно романтизм возник в европейской культуре на рубеже XVIII–XIX веков как ответ на идеи классицизма: люди устали от рациональности эпохи Просвещения и пришли к выводу, что искренность, эмоциональность, вдохновение и свобода важнее. Помните, как в романе Джейн Остин «Разум и чувства» Марианна читает пылкие стихи, рвется гулять по полям в любую непогоду и не хочет скрывать свои эмоции? Вот это оно: в моду входит романтизм. Тогда же в гардеробы модниц пришли все те формы и детали, которые мы до сих пор ассоциируем с романтическим стилем: рукава-буфы, многочисленные рюши и оборки, шелк, кружева, органза, накладные воротнички, массивные броши и жемчуг, цветы в волосах. В общем, все, в чем хорошо сидеть на качелях в саду и читать Байрона и Китса.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Второе пришествие романтизма (теперь его уже назвали неоромантизмом) случилось на рубеже XIX–XX веков и снова как ответ на скучный реализм середины века. Истории Жюля Верна и Джека Лондона, «Овод» Войнич и капитан Блад — это все неоромантизм. Герои, которые противостояли серому миру вокруг, боролись за свои идеалы и жаждали свободы.
И вот еще сто лет прошло — и мы снова здесь. Устали от осознанности и достигаторства, от трудоголизма и списков дел, от глянцевой правильности соцсетей и эффективности всех вокруг, кроме нас. От масок, локдауна и ограничений, конечно, тоже. Ничего удивительного, что мы снова хотим сидеть в саду в кружевных платьях, хотим свободы и искренних эмоций ну или хотя бы взять шпагу и отправиться на край земли на паруснике, а не вот это все.
Есть такая теория, что чем более сложные времена настают, тем с большей вероятностью наша психика ищет успокоения в прошлом. Да, тогда тоже было не сахар, но мы хотя бы точно знаем, чем все закончилось, — и это немного поддерживает. А все эти банты, кружева и оборки — как будто бы мы там, как будто мы не мы, а герои любимой детской книжки. Сейчас наденем шляпу, расправим кружевные манжеты на батистовой рубашке и умчим вдаль — хотя бы мысленно.
Кто прямо сейчас работает с эстетикой неоромантизма? Вот несколько дизайнеров, которые делают на него ставку в своих коллекциях.
Симон Роша — главная героиня мартовской охоты за кружевами. Уроженка Дублина, дочь известного дизайнера и выпускница Сент-Мартинса. Она начала помогать отцу в его ателье в 14 лет, в 24 дебютировала на Неделе моды в Лондоне, а в 27 вошла в список самых влиятельных людей моды по версии авторитетного издания Business of Fashion. Симон делает «эмоциональную одежду, которая основана на реальности», как она сформулировала это в интервью AnOther Magazine. Ее вещи очень узнаваемые: гиперобъемные рукава-буфы, пышные юбки-колокольчики, платья силуэта baby doll, бесконечные кружева и оборки, плотные ткани, много смелых цветочных принтов. Как будто одежду для игрушечного пупса увеличили в масштабе.

Батшева Хей буквально за несколько лет из юриста превратилась в дизайнера, чьи вещи стали популярны по всему миру: их носят Селин Дион, Сара Джессика Паркер, Лена Данэм. Жена ортодоксального иудея (и одновременно фэшн-фотографа) из Нью-Йорка, она начала создавать свои платья как компромисс между религиозным дресс-кодом и собственным стилем, чтобы поддержать мужа в его религиозных поисках. И не только создала силуэт, который узнается с первого взгляда, — платья с характерными оборками, рукавами-фонариками и скромной длиной, но и попала сразу в несколько ниш: ее вещи одновременно и феминистские, и традиционные, и авангардные, и ретро, и конвенционально красивые, и немного себе на уме, как костюм девочки из хорошей семьи — умной, ироничной и знающей себе цену.

Даже те, кто не особенно увлечен модой, точно запомнили созданное Молли Годдард пышное розовое платье Вилланель из сериала «Убивая Еву» — в этом вся Молли, тоже британка и тоже выпускница Сент-Мартинса. В 2014-м она бросила магистратуру и, чтобы хоть как-то продвигать свои работы в ситуации полного отсутствия денег, устроила презентацию прямо на дружеской вечеринке. А спустя всего несколько лет ее вещи носят Рианна, Адвоа Абоа и Бьорк. Стиль Молли Годдард — внутренняя маленькая девочка, которая выбирает самые безумные цвета, гипертрофированные облака тюля, невероятные оборки и разрезы, как будто сделанные ножницами в бабушкиной шторе, превращенной в платье, и сочетает это все то со странной обувью на огромной платформе, то с цветными колготками.

Лирика Матоши — косовский модельер из Нью-Йорка — делала довольно популярные колготки из сетки, декорированные цветами и бабочками, продавала их и другие вещи в магазинчике на Etsy. И хотя о ней даже писали глянцевые издания, а в ее цветах певица Эль Кинг выходила на церемонии вручения Grammy в 2017-м, а в клубничном платье из тюля — Тесс Холидей в январе 2020-го, Лирика все равно оставалась скорее «широко известной в узких кругах». Пока однажды во время коронаизоляции то самое платье с клубниками Lirika Matoshi не стало буквально вирусным. Восторженную распаковку наряда выложила в TikTok Авери Мэйер — видео набрало больше 5 млн просмотров, и пошло-поехало. К августу в инстаграме под тэгом #strawberrydress было уже более 15 тысяч постов, включая мемы, фото и видео с переодеванием Гарри Стайлза, а о феномене клубничного платья написали, кажется, все модные издания: во время карантина непрактичный тюль с вышитыми блестками клубниками стал символом надежды на то, что скоро можно будет нарядиться и выйти в люди, а пока хотя бы покрасоваться перед зеркалом и выложить фото в соцсети. Спрос на платье вырос в десятки раз, но хотя команде бренда пришлось работать без выходных, цена осталась прежней (за те же $490 его можно купить и сейчас).
И, кажется, в этом вся суть и весь смысл современного неоромантизма — он про то, чтобы чувствовать свободу быть собой и одновременно превращаться в героя всех своих любимых детских книжек сразу. Когда еще, если не сейчас?
На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.
1/10. Блузка Shein, 760 руб., ru.shein.com
2/10. Платье Shein, 1100 руб., ru.shein.com
3/10. Платье Vero Moda, 5790 руб., 1790 руб., asos.com
4/10. Платье Asos design, 6290 руб., asos.com
5/10. Платье Sister Jane, 10 299 руб., lamoda.ru
6/10. Топ Roses and Lace, 15 600 руб., ru.rosesandlace.com
7/10. Платье Batsheva, 44 132 руб., 22 066 руб., farfetch.com
8/10. Блузка Acler, 27 071 руб., farfetch.com
9/10. Платье Self-Portrait, 29 805 руб., farfetch.com
10/10. Платье Alessandra Rich, 136 134 руб., farfetch.com
Фото: Пресс-материалы